Поиск по этому блогу

четверг, 9 декабря 2010 г.

Пара слов напоследок

Самое главное – мы это сделали. Капитанских сертификатов у нас еще нет в руках, но Джим нас аттестовал. Было по-разному: тяжело физически, выматывающе морально, сложно по нескольким причинам, особенно из-за терминов, языка и постоянного жизненного дискомфорта, но с другой стороны - приятно, интересно, и где-то даже воспитательно. Но зацепило совсем не это, ощущаешь себя и мир вокруг как-то по-новому. Была жизнь до и будет после. А в эти две недели что-то сдвинулось и переменилось. На мир смотришь не так, как раньше – море воспринимаешь совсем с другой стороны (со стороны моря теперь, а не со стороны берега), сам процесс управления лодкой тоже стал другим, мы перестали думать о том, как идет лодка при сильном ветре и высокой волне, научились понимать откуда дует ветер, просто слушая его и много разных других мелочей, которые словами пока тяжело выразить. Ну как будто вырос еще один орган чувств.
Я понимаю, что пройден второй начальный уровень, до яхтмастеров нам еще очень и очень далеко, но начало положено, и мы будем стремиться дальше. Сан Фернандо тоже сегодня понял, что на этот раз все, и мы больше не пойдем с ним никуда, поэтому слушался всех движений и запарковался даже практически сам, без моего участия, так что теперь переименуется из коровы в теленка, чтоб не обижался. Завтра мы снова становимся сухопутными, летим в Барселону и в воскресенье домой. Но надеюсь, что до конца сухопутными мы не станем никогда, а в том, что мы обязательно вернемся в море еще, я даже не сомневаюсь.
И в завершение, для тех, кто еще думает, что океан это просто много воды. Сегодня, в последний день плавания, мы возвращались на берег и пока я стоял у руля, а Аня вышла на минуту из каюты наверх снять данные для своих навигационных процессов, на абсолютно чистом море, между волнами, где брызг не может быть, совершенно неожиданно нам из-за борта прилетела пара ведер соленой воды. Полное ощущение, что океан с нами попрощался. Вот так, по-своему. И скажите мне теперь, что он не живой. 



День последний. Счастливый четверг, конец уже близко

Утро четверга это утро перед нашим выпуском. Вчера у нас был пятидесятимильный переход. Одиннадцать часов в море, по возвращению я даже ложку поднимал с трудом, особенно вымотала ночная навигация и парковка. Но мы справились. Плавали на Ла Гомеру в город Сан Себастиан. Это последнее место, где Колумб набирал воду и еду для своих кораблей перед переходом через Атлантику. Историческое и очень символичное место. Ниже фото города, как его видел Колумб пятьсот лет назад, правда без радиомачт и проводов, но на самом деле Сан Себ очень старый и красивый. Ни слова про заваленный горизонт на фото, попробуйте сами с палубы парусника удержать. Войти в город не удалось, был сильный ветер и мы развернулись домой, на Тенерифе. Поначалу второй переход между островами в день вызвал тихую панику у меня и Ани, но мы были вознаграждены, океан все таки живой и добрый, не мог нас не порадовать. Во-первых, встретили дельфинов, издалека правда, но все таки. Джим сказал, что они часто приплывают к самой лодке, играют и общаются, но видели Сан Фернандо столько раз, что им уже неинтересно. А еще здесь живут киты, их мы не увидели к сожалению, но точно знаем, что они там есть.
Во-вторых, мы встретили закат в море. Это просто фантастическое зрелище, когда солнце проваливается под облака, море становится нежно розовым, ветер стихает и вокруг тишина и спокойствие, слышно только скрип снастей и волны. Даже Джим прекратил свои тесты, которыми замучал нас пока нечего делать было во время долгого плавания. Так в тишине и проплыли до ночи. Ночью в море, скажем так, некомфортно. На карте четко обозначены маяки и навигационные огни, казалось бы все просто, да вот только разобрать сколько раз мигает зеленый фонарь на пирсе на фоне города, с кучей огней, машин, вывесок невозможно, его и найти то с трудом удалось. Силы просто кончились, осталось одно упрямство. После такого выматывающего перехода Джим заставил Аню готовить план перехода на четверг. У меня сердце кровью обливалось, пока она сидела над картами, устали все одинаково, я падал носом в подушку и держал голову руками, а она еще и математикой занималась. Просто героиня.
Сегодня Аня сдает навигацию, пара упражнений и мы закончим курс. Держите за нас пальцы.







среда, 8 декабря 2010 г.

День тринадцатый. Испанская пунктуальность и чудеса парковки

Разумеется в десять никакого дайвера мы не увидели. Испанцы в целом, а канарцы особенно подходят к вопросам опозданий и назначенных встреч крайне наплевательски. Во всем мире «маньяна» по-испански значит завтра, а здесь это значит «не сегодня». Лодка стоит у причала готовая к отплытию, мы заправились водой и едой для перехода, Джим валяется и не может подняться из-за болезни, а дайвера все нет.
В час я плюю на всех, одеваю маску и ныряю к винту сам. Половину веревки снять удалось, остальное засело крепко, на задержке дыхания сдернуть не получилось. Джима отправили лечиться и спать на берег, дайвер все-таки появился, за две минуты срезал все веревки с винта и отчалил довольный. Хорошо хоть местная барбоска Вива облаяла его с головы до ног за опоздание, пока он ползал у нас нод днищем. За оставшиеся полдня о переходе можно не мечтать. К нам на лодку пришел местный главный экзаменатор яхтмастеров Питер и предложил позаниматься с ним. Практиковали парковку и тут же я крепко облажался. Гнустный Сан Фернандо сносится ветром быстрее, чем разворачивается под мотором, и я вместо перпендикулярной парковки исполнил экстремальную параллельную, протиснувшись между двумя бортами соседей в длину (цепляя их кормой и носом). Спасать нас сбежались все, кто это видел. Питер оттер пот со лба, проглотил все английские выражения и как, истинный джентельмен, сказал что главный плюс в том, что произошло – то, что я не запаниковал. Хм, хорошо, что он не умеет читать мысли. Дальше парковался Саймон, с тем же успехом, разве что Питер врубил полный вперед раньше, чем нас опять занесло бортом к пирсу и мы ушли на свободное место.
Первая, кто смог запарковаться нормально, была Аня, предложила свой способ и лихо зашла кормой к пирсу, получила похвалу от Питера, мы с Саймоном ушли учить физику и вспоминать про работу винта и силу ветра.
Завтра все еще ждем перехода на соседний остров, нужно наработать миль и ночные часы, а то не получим зачет и нас выгонят с позором. Устали все, как собаки, две недели плавания вымотали нас до предела.

День двенадцатый. Как ошибаются капитаны

Рано утром отбыли из Сан Мигеля и взяли курс на отсров Ла Гомеру. Погода никак не хочет начать нам помогать. Сильный встречный ветер и высокая волна просто упираются и не пускают нас на запад. Саймон вырубился моментально и повис на леерах, не добежав до борта с первого раза. Знаю уже, кто получит щетку в зубы и будет драить палубу по прибытию. Через пару часов борьбы с ветром, волной и морской болезнью Саймона решили вернуться в родную марину Лас Гальеттас и попрактиковаться в парковке. Но не тут то было, наш инструктор Джим, как оказывается, три дня не спал, и мы с первого раза промахнулись мимо места, намотали на винты швартовочный конец и встали намертво. Кое как пристали к пирсу, дружно обматерили друг друга и разошлись по каютам переживать. Вообще Джим ведет себя странно, но мы пока списываем на его больной зуб и недосып. Вызвали дайвера на утро и все еще планируем попасть на Гомеру. Саймон со шлангом и шваброй убирает следы своей жизнедеятельности.

вторник, 7 декабря 2010 г.

День одиннадцатый. Тяжелая доля шкипера

Ветра так и нет. Джим оценил мою прокладку, глобальных замечаний не было, так – пара мелких косяков, и мы порулили в Сан Мигель, марину милях в десяти к северу. И тут пришло окончательное понимание, что мы не на отдыхе. Рулить лодкой, стоя на палубе со штурвалом в руках и надев на себя суровое лицо, как у бывалого морского волка – ничто по сравнению с тем, что надо делать шкиперу. Каждые полчаса минут я снимал пеленги, нырял в каюту к штурманскому столу, отмечал нашу позицию, добавлял и вычитал девиацию с вариацией, вносил корректировки рулевому, и так далее. GPS нам трогать запрещено изначально, говорят научитесь картой пользоваться для начала, а то испортите еще дорогую технику. Закончилось все предсказуемо, сидение в болтающейся каюте на волне в четыре метра без ветра с картой и линейкой отправило меня прямым курсом на леера подветренного борта, где я и провисел полчаса, вызывая Ихтиандра. Фото не будет, во избежание. Думал морская болезнь меня не найдет, успокаиваю себя авторитетом адмирала Нельсона, которому ставили ведро у грот-мачты.
Добрались точно в намеченный срок, прошли все положенные курсовые точки. На последнем отрезке, как раз, когда мы выбросили за борт учебного человека, вдарил дождь, как из ведра, и ветер в 25 узлов. Сразу стало веселее, все вымокли до нитки, несмотря на непромокайки, пока подбирали буй, который и исполняет роль утопающего. Аня спряталась в нору, ее морская болезнь не брала после двух таблеток «Драмины» с утра. Добежали до Сан Мигеля, пришвартовались, поужинали и свалились спать.
Ночью прибыл Саймон, который наконец-то смог улететь из Лондона, и завтра утром отбывают наши капитаны. Забастовка закончилась. Будем держать пальцы, чтобы окончательно. На завтра Джим намечает долгий переход на соседний остров – Ла Гомеру, если повезет с погодой. Прокладывает Саймон, что очень радует меня. Ветер с юга, немного с запада, совершенно нетепично для Канар, где практически всегда северный и северо-восточный. Во всех портах, которые строили входом к юго-западу, гуляет волна. Спать на лодке будет тяжко.

воскресенье, 5 декабря 2010 г.

День десятый. Математика, география, черчение и немного политики

Начнем с главного. В Испании с субботы бастуют авиадиспетчеры. Причем несанкционированно – просто дружно позвонили утречком начальству и сказали, что заболели. ВСЕ. В аэропортах столпотворение, никто не был готов, все рейсы отменяют. Пообещали ввести чрезвычайное положение, но пока обходится. Наши замечательные капитаны никуда не улетели, а к нам не прилетел Саймон. Но мы все равно начали курс, радостно выпив чайку с неунывающими Алексеями.
Как я уже писал, принятие лодки, прохождение техники безопасности и все стартовые процедуры – процессы муторные и долгие, хотя и полезные вобщем-то. Полдня мы лазаем на пузах везде и проверяем, как и что.
Вечером вышли в море, Сан Фернандо, как и ожидалось, тормоз редкостный. Или мы просто привыкли к Стэну, который слушался даже пальца на руле. СФ – лодка круизная, его главная задача не расплескать коктейли по палубе, а пятнадцать узлов пусть делают гонщики. Покрутились вокруг марины, попробовали ставить паруса. Опять же, по сравнению с тем, как мы напрягались на Стэне, здесь все упрощено до минимума, легко может делать один человек. В хорошую погоду конечно. А вот с погодами все вопросительно, Леша-старший на небо смотрит с самого утра и вздыхает, мы уже заметили – это не к добру, самая точная примета. Ждем очередной циклон, идет севернее, но нас зацепит краем. Волна уже три-четыре метра, ветра пока нет вообще, удовольствие ходить по такой стиральной доске, когда мачта описывает круги в пару метров, очень сомнительное. К вопросу о географии, для меня было сюрпризом, что скорость распространения волны на воде во много раз больше скорости ветра, так что мы уже пожинаем плоды идущего циклона.
На Стэна заехало общество каких-то особенных российских не то яхтсменов, не то бизнесменов. Личности очень странные, в марине атмосфера дружбы и любви нарушилась в момент. Для тех, кто хочет глянуть – ищите фильм под названием Швартовка, на ю-тубе нету, убрали, чтоб не позориться, это как раз про них.
На меня свалилось неожиданное, мне поручено прокладывать курс на завтра и писать навигационный план. Рассказывать долго, я весь вечер просидел с картами, альманахом, плоттерами и карандашами. Трындец, одно слово. Все вокруг пьют сангрию, а я тут математикой занят, приливы-отливы, течения, курсовые точки, координаты – это как раз то, чего мне недоставало в отпуске. Пошел квасить со всеми с горя.
Завтра к вечеру ждем ветер.

День девятый. Новое начало

Вчера отдыхали от океана и полезли в горы. На Тенерифе есть вулкан, почти четырехтысячник. Добраться совсем до верха не удалось – сошел оползень и дорога была перекрыта. Но мы погуляли среди елок и полей застывшей лавы чуть пониже. Граждане капитаны поспорили о роли человека в природе, разрушительной или созидательной. Философский диспут кончился тем, что они расшалились, как дети и решили оставить память потомкам, что мы были в этом месте. Сложили из камней курган, так что если кто встретит – помните, это наших рук дело. Шишки от местных елок размером в три кулака, больше видел только на озере Тахо в Калифорнии.
Приехал наш новый инструктор, Джим, а Майк отправился праздновать день рождения матери обратно в Ньюкасл, где сегодня минус пятнадцать и валит снег.
На лодке нас будет четверо – мы, Джим и еще один англичанин Саймон. Джим-бывший военный моряк, молодой, но что-то очень серьезный, анекдотов пока от него не слышали.
Новая лодка – Сан Фернандо, отличается от Стэна, как корова от собаки. Если Стэн прямо рвался играть и бегать по морю, виляя хвостом, то Сан Фернандо молча стоит у привязи и переваливается с борта на борт, ждешь, что он вот-вот замычит.
Завтра предстоит тяжкий день – полдня слушать про безопасность, принимать яхту, проверять все полезные и бесполезные дырки в бортах. Надеюсь до моря доберемся. И да, сегодня мы прощаемся с нашими капитанами – оба летят в Москву. Удачи вам ребята и обязательно увидимся в Москве или где-нибудь, куда нас еще занесет.

четверг, 2 декабря 2010 г.

День седьмой. Про парковку, индейских женщин и английский юмор

Что-то я приотстал с хроникой событий на пару дней, буду срезать углы. Начну с главного, сегодня мы получили официальные сертификаты RYA Competent Crew. С этого дня мы перестали быть людьми сухопутными и стали частью чего-то нового. Я чувствую себя так, как будто сдал главный экзамен в жизни. Как помните, недавно я закончил учебу в институте – так вот, МВА это фигня по сравнению с управлением лодкой. Плевать, что первый уровень не получают только те, кто из-за морской болезни не могут шевелиться на палубе вообще – то есть не в состоянии даже воспринять команду, не говоря о том, чтобы ее выполнить. Главное другое, вся жизнь до этого – подготовка, а вот теперь мы можем общаться с нашими капитанами уверенно и, по словам Алексея Тихонова (тот который Леша-младший), научились задавать правильные вопросы. Яхтсмены учатся всю жизнь, как, в принципе, в любом деле, но сейчас я ощущаю, что нас приняли в большую, дружную и очень веселую семью.
Два дня мы учились маневрированию внутри марины. Поначалу было впечатление, что ты на Камазе пытаешься двигаться (поворачивать, трогаться и, что вообще выносит, разворачиваться) в гараже, а твой Камаз еще и болтается на ветру, как флюгер, то есть нажать на тормоз и остановиться, чтобы подумать невозможно. Но в целом все оказалось не так страшно, опять же спасибо нашим русским инструкторам, которые легко и непринужденно объяснили несколько главных вещей. Майк в это время сидел в баре над водой и пил пиво, глядя на наши потуги, но у него была другая задача – он тестировал наших капитанов. Кстати, несмотря на некоторые шероховатости вначале (связанные в первую очередь с непониманием при разных подходах в обучении), они тоже с сегодняшнего дня стали официальными инструкторами RYA, с чем я их  поздравляю, желаю дальше расти и помогать новичкам обретать настоящую свободу на море. Если кто из моих друзей решит приобщиться, обязательно рекомендую.
За время общения с Майком мы выяснили кучу вещей. Первое, на Тенерифе недалеко от Las Galletas (это где наша домашняя марина) есть гора Montana Roja, что по-испански значит Красная Гора – с сегодняшнего дня все таксисты в Москве будут возить нас в Монтаньярохавск вместо Красногорска. Второе, Аню он звал исключительно Squaw Little Oak (как индейскую женщину – «Маленький Дуб», по фамилии Дубок) – и рассказывал истории про то, как индейцы дают детям имена, местами очень неприличные. И третье, под конец он замучался отдавать команды трем Алексеям, когда на фразу «Alex, trim the jib tight» (что по нашему – набей стаксель) подрываются две трети команды, и в конце концов я стал просто Al (а остальные Леши – Alex и Alexey, по старшинству). Еще мы узнали, что половина анекдотов, которые мы считаем нашим изобретением, пришли к нам извне – пока шлепали пару часов под слабым ветром вчера, перетравили массу, половину приходилось заканчивать за Майком, ибо уж очень баянистые они были.  
Сейчас мы, как истинные английские моряки, оторвавшись в паре прибрежных пабов, сидим усталые, но довольные на лодке и наслаждаемся осознанием того, что завтра перерыв и у нас есть свободный день, мы будем кататься по острову НА МАШИНЕ, смотреть достопримечательности и зубрить остатки теории в свободное время.
И напоследок, завтра мы оставляем нашего Стэна, к которому за неделю привыкли, как к родному, и переходим на другую лодку – San Fernando. У меня щемит сердце, как будто бросаешь любимую собаку, она молчит, смотрит на тебя, но в глазах тоска, так и Стэн все понимает, что в ближайшем будущем мы уже не выйдем в океан именно с ним, а он опять будет торчать привязанный у пирса и ждать. 
Два дня стоят правильные погоды. Солнце наконец-то вернулось. Ветер ровный и сильный. Весь день отрабатывали правильные галсы в море и учились ходить разными курсами к ветру. У англичан куча интересных воплей для обозначения разных стадий поворота. Воплей,  потому что их реально нужно орать в процессе так, чтобы перекричать ветер. Поначалу чувствуешь себя идиотом – стоишь за штурвалом посреди моря и громко вопишь всякие «leee-ho», потом привыкаешь.
Ночевать отправились в другую марину – Сан Мигель, чтобы показать нам процесс захода в неродной порт.  
Наши капитаны рассказали, что здесь стоит яхта российского путешественника Виктора Языкова. Пришлось посыпать голову пеплом, я понятия не имел кто это. Оказалось, он очень известный человек и знаменитость в парусных кругах, постоянно придумывает новые особенности для парусных лодок и, еще, он шесть раз ходил вокруг света в одиночку. И просто очень хороший и приятный человек. Мы живем в своем мире и не знаем таких людей, ну может в новостях проскочит один раз фамилия, а ребята-капитаны не только знают, так еще и уважают, и как-то по-особенному трепещут перед его опытом и знаниями. Интересно было смотреть на людей, которые уже почти неделю гоняют нас по палубе и постоянно учат теории, которых воспринимаешь, как запредельно умных и опытных наставников. А когда рядом был Виктор, у них даже взгляд и голос менялся, понятно было, что он для них, как они для нас – где-то неизмеримо выше по знаниям и опыту.
Вот так мы приобщились к вечному, покольку удалось провести с Виктором практически весь вечер. Все описывать не буду, но во мне что-то сдвинулось после разговора.
Очень понравилась лодка Виктора – «Дочь ветра». Фотка внизу. Как сказал Леша-младший, если на нашем Стэне чувствуешь себя, как в гостинице, то у Виктора – как будто приехал к бабушке в деревню. Кругом дерево, вокруг какой то невероятный уют и пахнет домом. Пили вкусный чай.
Очень хочется пожелать Виктору удачи и хорошего ветра.